Концерт, приуроченный к 150-летию со дня рождения М.М. Ипполитова-Иванова (1859-1935)

by admin

«Дорогой и многоуважаемый Сергей Иванович!
Завтра 11-го в 8 часов вечера в Большом зале,
в память Н.Г. Рубинштейна, ученическими силами консерватории
будет исполнен Реквием Моцарта, и я был бы очень рад, если бы Вы
послушали нашу ученическую работу. Вечер будет бесплатный, вроде наших
обычных публичных вечеров.
Преданный Вам, М. Ипполитов-Иванов»


Это письмо, направленное Михаилом Михайловичем Ипполитовым-Ивановым Сергею Ивановичу Танееву 10 марта 1905 года, одно из многочисленных свидетельств любви и благодарности, которую испытывали многие поколения консерваторцев к основателю и первому директору Московской
консерватории Николаю Григорьевичу Рубинштейну.
Любовь и благодарность — чувства, которые стали основой многих замечательных традиций Московской консерватории. Традиция проведения концертов, посвященных памятным датам истории консерватории, юбилеям ее выдающихся воспитанников и профессоров одна из наиболее давних, переживших все самые сложные времена. Эти концерты традиционно проводились силами учащихся и выпускников Московской консерватории.
В этом смысле, концерт, приуроченный к 150-летию со дня рождения М.М. Ипполитова-Иванова (1859-1935) — замечательного русского композитора, дирижера, музыкальнообщественного деятеля, профессора Московской консерватории и ее многолетнего директора — традиционен в превосходной
степени.
Как можно не поклониться человеку и музыканту, вся жизнь которого была пронизана идеей сохранения лучших традиций музыкального образования и просветительства, которыми век XIX одарил век XX? Как можно не быть благодарным одному из самых преданнейших Московской
консерватории директоров, который буквально пронес на своих плечах бремя ее проблем от первой русской революции 1905 года через тяготы Первой мировой и Гражданской войн, практически до самого создания нового государства — СССР?

Первый избранный директор (к слову сказать,
Ипполитов-Иванов был директором с 1905 по 1922 годы,
избираясь пять раз подряд, каждый раз побеждая своих
соперников подавляющим числом голосов), первый
«советский» директор, который по сути не позволил
произойти революции в Московской консерватории, подобной
той, что произошла в России и привела к смене политического
строя (удивительный факт: до 1922 года во многих классах
консерватории продолжали висеть иконы, а первая
консерваторская партийная ячейка возникла только после
ухода М.М. Ипполитова-Иванова с поста директора). Он –
основатель первого музыкального музея в России…

Личность М.М. Ипполитова-Иванова уникальна. Он был «царем-миротворцем» для консерватории, ее многолетним ангелом-хранителем, символом интеллигентности, порядочности, честности
и скромности. После своего избрания директором консерватории он напишет: «Не скажу, чтобы эта должность доставляла удовольствие, и уверен, что много унесет здоровья, но отказаться от нее
в нынешнее тяжелое время нахожу малодушным и безропотно несу свой крест, хотя и недостоин
и непригоден для нее. Есть пословица: «На безлюдье и Фома дворянин» — вот я такой
и есть директор»… Не случайно у него не было врагов — он одинаково хорошо общался и с Великими
Князьями и с Наркомом просвещения А.В. Луначарским. Его дипломатичности, такту, доброжелательности можно было позавидовать.
М.М. Ипполитов-Иванов был очень разносторонним человеком: его интересовало очень многое, что происходило в жизни нашей страны. Интерес этот выражен в его статьях о радиовещании, о развитии граммофонного дела в СССР, о звуке в фильмах, о путях советского искусства и музыкальном образовании масс, об исполнительских возможностях национальных и народных инструментов, о школьной самодеятельности и многом другом.
Подводя итог своей деятельности, М.М. Ипполитов-Иванов писал А.К. Глазунову в 1934 году: «Мы
с тобой пережили трудное время и сохранили для консерватории то, что дало возможность
на этой вспаханной нами ниве взрастить новое поколение музыкантов, которые не оторвались от классиков и сохранили заветы наших великих учителей… Наша музыкальная жизнь идет
полным ходом. Иное мне нравится, иное хотелось бы видеть подругому, но, в общем, так или иначе, выбиваемся на дорогу… Мой юбилей доказал, что наше правительство ценит нас, стариков, и
я, кроме глубокой признательности и своей непрерывной работы в жизни нашего искусства, ничем не могу отблагодарить его…».

ПРОГРАММА:

МОЦАРТ (1756-1791) РЕКВИЕМ для солистов, хора и оркестра
№1 REQUIEM
№2 DIES IRAE
№3 TUBA MIRUM
№4 REX TREMENDAE
№5 RECORDARE
№6 CONFUTATIS
№7 LACRYMOSA
№8 DOMINE JESU
№9 HOSTIAS
№10 SANCTUS
№11 BENEDICTUS
№12 AGNUS DIE
Исполняют:
Хор Московской консерватории,
Симфонический оркестр и камерный хор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
Солисты: Елена Терентьева, Александра Ковалевич, Василий Ефимов, Федор Трасов
Партия органа – Марианна Высоцкая
Дирижер – Станислав Калинин

II отделение:
М.М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (1859-1935) Литургия Св. Иоанна Златоуста, соч. 37
Причастный стих
Песнопения из Всенощного бдения, соч. 43
Легенда
о Св. Серафиме
Духовный стих «О Патриархе Гермогене»
Исполняет – Хор Московской консерватории
«Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу» для смешанного хора, флейт, арф, тубы и органа на текст А.В. Амфитеатрова
Исполняют: Хор Московской консерватории,
Ансамбль флейт «The Grand Flute Ensemble»,
Ансамбль арф (класс профессора И. П. Пашинской)
Партия органа – Марианна Высоцкая
Партия тубы – Сергей Коршилов
Дирижер – Станислав Калинин